1

Преступления нацистов против военнопленных

История Евгения Кобытева
Одним из тяжелейших преступлений нацистского режима по праву считается жестокое обращение с военнопленными. В этом плане показательна история Евгения Степановича Кобытева, которому довелось пройти все тяготы плена.
Евгений Степанович родился 25 декабря 1910 г. в селе Утянское Хабаровского района Алтайского края, как он сам писал в автобиографии, в семье крестьянина-середняка. В 1918 г. семья перебралась в город Камень-на-Оби. В 1927 г. он окончил школу II-й ступени с педагогическим уклоном, и стал работать учителем в селе Лебяжье. В 1928 г. по комсомольской линии его направили учительствовать в село Б. Шелковниковское. В 1929 г. Кобытев поступил в Омский художественный техникум и через три года окончил его, получив специальность учителя изобразительного искусства и методики художественного воспитания.

В 1933 г. Евгений Степанович связал свою судьбу с Украинской ССР: он был направлен в Одесский художественный институт. Затем, в связи с реорганизацией художественного образования в республике, Кобытев поступил в Киевский государственный художественный институт (окончил его в 1941 г.), о чем сохранилось удостоверение.
Удостоверение Киевского государственного художественного института, выданное Е. С. Кобытеву о том, что он поступил в 1934 г. и окончил его в 1941 г.
В 1939 г. состоялся его творческий дебют во время участия во Всесоюзной Художественной выставке имени XX-летия комсомола.

С началом Великой Отечественной войны Кобытев уходит в Красную Армию, сражаясь на украинской земле. С августа 1941 г. положение советских войск здесь заметно ухудшилось: немецкие войска перешли в очередное наступление, стремясь активным продвижением армий «Центр» и «Юг» окружить силы Юго-Западного фронта в районе Киева. В итоге глубина отхода советских войск составила порядка 600 км, а потери личного состава превысили 700 тыс. человек, из которых, по немецким данным, порядка 600 тыс. было взято в плен. В плен в районе Припяти при попытке выйти из окружения и будучи раненым в ногу, попал и Кобытев. Вся эта огромная масса пленных, к которой немецкая оккупационная администрация не была готова, распределялась, чаще всего, по крупным или небольшим центрам, в промзонах и предместьях которых отводились места для лагерей военнопленных. Так Евгений Степанович оказался в городе Хорол, а точнее в Хорольском лагере военнопленных, пребывание в котором потрясло его на всю жизнь. Дни, проведенные там он хорошо опишет в книге «Хорольская яма».
«Яма — вулкан страстей и чувств человеческих, самых страшных и самых глубоких, самых скорбных и самых потрясающих, самых высоких и самоотверженных», — позднее писал он.

Вскоре его перевели в Хорольский элеватор. Примеров бесчеловечного содержания советских военнопленных в этой книге предостаточно, отдельно проиллюстрируем рацион узников. Е. С. Кобытев писал: «Очень часто в твоем котелке оказываются самые настоящие прокисшие противные помои. Только одно воспоминание о них, об их запахе и вкусе до конца дней твоих будет вызывать тошноту».

Е.С. Кобытев. Хорольская яма
Красноярское книжное издательство. 1965 г.
В сентябре 1943 г. ему и двум его товарищам удалось совершить побег, и, пройдя проверку, вернуться в ряды Красной Армии, о чем рассказывает красноармейская книжка.
C 19 марта он стал работать в Доме Красной Армии 1-го Украинского фронта, а летом того же года работал в Вене над альбомом фронтовых рисунков и фотографий. Перед нами фотография — Кобытев с творческой группой, работавшей над альбомом фронтовых рисунков и фотографий 1-го Украинского фронта. Приказом от 16 июня 1945 г. младший сержант Кобытев был представлен к ордену Красной Звезды, а после войны награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».
Е.С. Кобытев (стоит первый слева) в составе творческой группы, работавшей над альбомом фронтовых рисунков и фотографий 1-го Украинского фронта.
После демобилизации проживал в Красноярске, с 1946 г. участвуя во всех краевых выставках. В период расцвета своего творчества, он создает ряд монументально-декоративных росписей: в Красноярском Дворце пионеров — на темы русских народных сказок, в краеведческом музее — на тему «Июльская революция 1917 г. в Красноярске», с группой учащихся художественного училища делает мозаику на здании кинотеатра «Родина». Кроме того, он обрел и личное счастье. На фотографии 1950 г. Евгений Степанович запечатлен в окружении семьи: жены — Т. А. Мирошниковой, двух детей — Иры и Саши, а также мамы художника — Е. Е. Кобытевой.
Е.С. Кобытев с супругой Т. А. Мирошниковой, детьми Ириной и Александром, матерью Е.Е. Кобытевой
В 1959 г. была создана первая из двух серий, посвящённых «Хорольской яме»: «До последнего дыхания». Листы «Думы мои, думы мои», «Я вернусь ещё к тебе, Россия», «Ой, повий, повий», «Ненависть» и многие другие стали свидетельством великой скорби, борьбы и несравненного мужества в противоборстве с узничеством.

В 1963 г. художником была выполнена вторая серия, посвящённая «Хорольской яме», — «Люди, будьте бдительны». В этой серии художник показал сатирические, метафорические, гротескные портреты нацистов, творивших чудовищные злодеяния.

Плакат «Свободу пленникам кровавого фашизма». 1934 г.
К сожалению, те испытания, что перенес Евгений Степанович, сказались на его здоровье. Он лишился слуха, и вынужден был оставить педагогическую деятельность. Он умер в январе 1973 г., всего через месяц после своего 62-летия.